Сифуку
У ценных предметов чайной утвари есть собственная «одежда» для отдыха и транспортировки – тканевые мешочки. В Японии они называются сифуку 仕覆, а традиция их изготовления сохраняет непрерывность на протяжении последних как минимум семисот лет. Чаши и чайницы, являющиеся сегодня Национальным достоянием страны, хранятся в музеях в старинных сифуку, которые сами стали мэйбуцу-гирэ 名物裂, «вещами с именем», представляющими большую культурную ценность.
чаша Ёхэн тэнмоку 曜変天目 «Глаза Неба» и два ее оригинальных сифуку – «Золотые облака» и «Лотосовый узор» (XIV-XVI вв.) из китайской парчи
В XIII-XV веках ткани для шитья сифуку – кинран, донсу и канто – завозили с континента. Сегодня они называются дзидай-гирэ 時代裂, или буквально «ткани древних времен». Одна из самых обширных коллекций экзотических тканей была у чайного мастера Кобори Энсю 小堀遠州 (1579-1647). Интересно, что разные школы японской чайной традиции придерживаются тех или иных типов тканей на протяжении всей своей истории. Способ завязывания узла на сифуку тоже немного отличается в разных школах. Существуют семейные династии, занимающиеся изготовлением сифуку – старейшая мастерская работает с 1690 г. Нынешний глава династии Цутида Юко часто проводит семинары, лекции и мастер-классы в различных чайных школах линии Сэн. В его мастерской помимо сифуку шьют чайные салфетки фукуса и кобукуса для классической церемонии.
чайница Сиро катацуки тяирэ 白肩衝 茶入 и три ее сифуку – Ботан каракуса 牡丹唐草, Кэйто 鶏頭 и Тэнваси 天鷲絨 (XIV-XVI вв.)
Полосатый шелк канто 間道 (также записывается как 広東, 漢島, 漢渡 и 閑島) импортировался из Китая династии Мин с начала XV века. С развитием производства шелка внутри Японии появились такие аутентичные разновидности канто как ядзаэмон 弥三右衛門, аоки 青木, мотидзуки 望月, фунакоси 船越, хино 日野 и яхёэ 兵衛. Наименованиями своими они обязаны чайным мастерам, предпочитавшим те или иные цветовые комбинации.
чайница Хигути катацуки / Ямай катацуки 樋口肩衝/山井肩衝 с оригинальными сифуку Мотидзуки канто 望月間道 (XVI-XVII вв.) и Сирогоку донсу 白極緞子 (XVI-XV вв.)
Кинран 金襴 – японская золотая парча. Традиционные орнаменты – узоры из листьев и цветов, драконы. Узоры ткут на гладкой полотняной основе хираори 平織, сарже аяори 綾織 или сатине сюсу 繻子, устанавливая золотую нить в основу каждого второго ряда. Нить может быть как плоской, так и крученой. Когда используют серебряную нить, ткань называют серебряной парчой гинран 銀襴. Ткани такого типа были впервые завезены в Японию из Китая в период Камакура. Это были праздничные облачения дзен-буддийских монахов, некоторые из них сохранились до наших дней. Китайские технологии изготовления нанкинской облачной парчи юнь-цзинь 云锦, сучжоуской сунцзинь 宋锦 и сычуаньской шуцзинь 蜀锦 (все они в настоящее время включены в список нематериального наследия ЮНЭСКО), творчески доработанные японскими ткачами, легли в основу национального шелкового производства. Согласно историческим документам, первые японские мануфактуры, где был налажен выпуск кинран, появились в Сакаи (Осака) и Киото в конце XVI века.
Яэкику маки-э о-нацумэ 八重菊蒔絵大棗 (1817 г.) с китайским парчовым сифуку Нара кинран 奈良金襴 (XV-XVI вв.)
Нисики 錦 – общий термин для текстиля из нескольких разноцветных нитей (и утка, и основы) с рельефным тканым рисунком. Разновидности нисики имеют уникальные названия в зависимости от метода и узора плетения. Этот чрезвычайно трудоемкий и сложный в изготовлении текстиль давно стал в японской культуре синонимом слова «прекрасный». Для изготовления одного квадратного сантиметра нисики традиционными методами требуется в среднем один день.
чаша Ютэки тэнмоку 油滴天目 (эпоха Южная Сун) и нисики сифуку (XVII в)
Донсу 緞子 – текстиль, часто двусторонний, с блестящим рисунком, образуемым атласным переплетением нитей на матовом фоне полотняного переплетения. Активно импортировался из Сунского Китая. Эластичный, исключительно мягкий на ощупь, он особенно высоко ценился чайными мастерами. Европейский аналог – дамасский шелк, центром его производства со времен средневековья был город Дамаск в Сирии.
сифуку из тканей дзидай-гирэ – сычуаньской парчи шуцзинь и донсу
Текстиль сараса 更紗 появился в Японии в XVI веке благодаря португальским торговцам, привозившим на остров ткани ярких расцветок из Индии. Дорогие индийские ситцы быстро вошли в моду среди представителей самурайского сословия и обеспеченных горожан, что стимулировало производство набивного текстиля внутри страны. Умелые японские мастера-красильщики нашли способ воспроизвести набивной цветочный и геометрический красно-коричневый орнамент при помощи традиционной техники катадзомэ (трафаретов и рисовой пасты) и тиснения с деревянных блоков.
исинский чайник из глины чжуни (ранняя Цин) и сифуку из индийской сараса (XVII-XVIII вв.)
исинские чайники эпохи Цин и сифуку из индийской сараса (XVII-XVIII вв.)
Мода на мешочки-сифуку очень органично вошла в современную чайную культуру. Их используют не только для защиты и хранения любимых чашек и чайниц, но также и чая, например блинов пуэра. Как правило, современные сифуку имеют внутри слой дополнительной мягкой прокладки для защиты содержимого. Китайская текстильная промышленность предлагает широкий ассортимент этих полезных аксессуаров самых разных дизайнов и модификаций. Впрочем, в среде чайных людей по-прежнему высоко ценятся сифуку ручной работы.